- Программная музыка
-
ПРОГРА́ММНАЯ МУ́ЗЫКА — род инстр. произв. с объявленной (в виде заглавия или в более развернутой вербальной форме) программой как "источником" муз. драматургии. Программой не являются жанровые рубрики ("вальс", "полька") или тексты вок. музыки. Хотя примеры программных соч. можно найти в музыке 16—18 вв. ("Времена года" А. Вивальди, миниатюры франц. клавесинистов), однако расцвет программности связан с эпохой романтизма и осуществился на базе неск. предпосылок. Одной из них является идея синтеза иск-в, предполагающая, что худож. языки (живопис., муз., пластич.) должны встретиться в лоне изначально общего им смысла, преодолев различие своих субстанциональных воплощений ("все искусства говорят об одном и том же"). Вторая предпосылка программности — формирование к 19 в. автономного муз. яз., не нуждающегося в опоре на внемуз. стимулы (слово, жест, обряд) и обладающего внепонятийной смысловой полнотой, позволяющей "говорить" и о вне муз. реальности. Поэтому в действительности программность инициирована не "недостатком" смысловых потенций музыки, а их избытком. Источники программ инстр. музыки романтиков разнообразны: произв. живописи ("Картинки с выставки" М. П. Мусоргского), лит-ры (симфония "К “Божественной комедии” Данте" Ф. Листа, увертюра "Ромео и Джульетта" П. И. Чайковского), пластич. иск-в ("Мыслитель" Ф. Листа), картины природы ("Времена года" Чайковского) и др. Особый тип программы создан Г. Берлиозом и представляет собой развернутый повествоват. сюжет ("Фантастическая симфония"). В обл. П. М. активно работали рус. композиторы М. И. Глинка, М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин и др. Программа часто являлась предлогом и стимулом к поиску неклассич. композиц. решений.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.